Фильмы программы документального кино этого года объединяет общая тема – обращение к показу повседневной жизни обычных людей, их проблем, семейных отношений  и особенностей культурных сообществ, к которым они принадлежат.

Исключение здесь, пожалуй, только великий русский поэт, ставший главным героем фильма «Пушкинская Италия», снятого по сценарию известного историка Виктора Листова. Режиссер Галина Евтушенко, увлеченная темой интеллектуальных и спиритуальных параллелей (среди ее работ фильмы о Мейерхольде и Эйзенштейне, Толстом и Ганди), на этот раз изучает влияние итальянской культуры на творчество Пушкина, как известно, никогда не покидавшего Россию.

Жизнь современной итальянской провинции показана в фильме Федерики ди Джакомо «Экзорцизм», получившем в 2016 году главный приз в одной из программ Венецианского фестиваля «Горизонты», а в этом году номинированном на премию Европейской киноакадемии.  Рассказ  о современных практиках экзорцизма - прекрасный пример документального кино в его стремлении  если не к беспристрастности, то к соблюдению нейтральной позиции. Некоторые критики восприняли фильм как антиклерикальный –  особенное недоумение вызвал  экзорцизм по телефону, -  в то же время и главный герой, отец Катальдо, и обращающиеся к нему люди на грани отчаяния,  показаны с явным сочувствием, а гремящая ночная дискотека с мерцающей красно-зеленой подсветкой не случайно, видимо, напоминает о традиционных изображениях преисподней.

Жители небольшой болгарской деревни на границе с Турцией (фильм «Почтальон» Тонислава Христова) встревожены появлением нелегальных иммигрантов – беженцев из Сирии. Местный почтальон баллотируется в мэры и в своей предвыборной программе предлагает официально пригласить  беженцев для оживления демографической ситуации в умирающей деревне. Его идейные противники ностальгируют по  социалистическому прошлому и коммунистическим идеалам, за исключением, пожалуй, идеала  дружбы народов:  беженцам тут не место. Актуальные проблемы приграничной территории в конечном итоге близки каждому, стоящему перед выбором: возвращение к прошлому – или открытость по отношению к будущему.

«Плацкарт» Родиона Исмаилова ограничивает сообщество героев еще более узкими рамками: перед нами пассажиры одного вагона. В то же время географические границы повествования расширены: поезд проезжает по всей России от  Москвы до Владивостока. В пути пассажиры пересекают и временную границу, встречая в дороге новый год под гитару и вагонные разговоры.

«Два поколения на родине» Асият Мамаевой - фильм, посвященный 60-летию возвращения карачаевского народа из ссылки. Ключевыми здесь становятся не столько исторические документы и хроника, сколько свидетельства очевидцев, рассказывающих о своих чувствах, семейных историях,  трагедиях и победах.

В фильме «Машины» Рахул Джейна, наоборот, говорят мало. Камера в основном сосредоточена на станках и оборудовании текстильной фабрики, машин в кадре так много, что люди начинают казаться их подчиненными в технологическом процессе.
Творческий процесс, создание спектакля о царице Семирамиде, влюбившейся в армянского царя, вернее об актрисе и хореографе, создающей этот образ – тема фильма «Pro Шамирам» Мариам Оганян.

Рассказ Петра Стасика об одном из самых интересных городов мира «Нью-Йорк 21 раз» тоже начинается с условного ограничения:  авторы наблюдают за пассажирами городской подземки, сопровождая некоторых героев  на поверхность, чтобы рассказать  о них более подробно.

Внимание к  проблемам современного общества – по определению задача документального кино. Обращаясь к странным, иногда курьезным, иногда трагическим историям из частной жизни, авторы затрагивают вопросы веры, одиночества, чувства родины, любви и радости человеческого общения.  Через частное раскрывается общее, и чем более убедительным в деталях и подробностях получается  рассказ, тем более отчетливым и убедительным свидетельством о своем времени становится сам фильм.